Тренируем чувство юмора 🤪 ЮМОР
Фрейд различает юмор и остроумие. Однако в книге, посвящённой остроумию, несколько страниц отведено и юмору. Юмор здесь описывается экономически, как удовольствие, которое мы получаем при «сэкономленном» аффекте: мы смеёмся, пишет Фрейд, когда в ситуации, в которой мы ожидаем от человека, что он рассердится, будет жаловаться, огорчится, испугается и т. д., он вместо этого отшучивается. Ожидание сильного аффекта, которое оказалось обманутым, вызывает у нас юмористическое удовольствие. В качестве примера Фрейд приводит преступника, который, когда его ведут в понедельник на виселицу, заявляет: «Ну, вроде эта неделя начинается хорошо».
В юморе есть что-то освобождающее, так же, как и в остроумии. Но есть в нём и нечто грандиозное и воодушевляющее, что в остроумии и комизме отсутствует. Эта грандиозность заключается в торжестве нарциссизма, в уверенности Я, что с ним ничего не может случиться, что никакие бедствия не способны нанести ему урон и причинить вред – более того, что всё, происходящее в реальности, даёт повод для удовольствия. Это две важные черты юмора: торжество Я и торжество принципа удовольствия над принципом реальности. Если бы преступник сказал что-нибудь вроде: «Ну, моя смерть – это ещё не конец света. Этот мир прекрасно обойдётся и без меня», – его высказывание было бы мужественным, справедливым, но не юмористичным, поскольку исходило бы из принципа реальности.
Впрочем, – говорит Фрейд, – не все люди наделены юмористической установкой, это – драгоценное и редкостное дарование, а многим людям недостаёт даже способности, помогающей им вкусить юмористическое удовольствие.
Фрейд высказывает предположение, что юмористическая позиция возникает, когда психическая энергия переносится с нашего Я на Сверх-Я. Сверх-Я, наследник родительской инстанции, обращается с Я как с ребёнком, и при перераспределении психической энергии любые заботы Я могут показаться Сверх-Я крошечными. Так, в детстве мы переживали сильные волнения, которые сейчас могли бы вызвать у нас улыбку.
Сложно представить себе Сверх-Я в роли источника юмора, так как мы привыкли видеть в нём строгую, наказующую инстанцию. Но «если действительно именно Сверх-Я в ходе юмора с такой успокоительной любовью говорит с запуганным Я, то хотелось бы напомнить, что мы должны узнать о сути Сверх-Я ещё всякую всячину. … И, наконец, когда Сверх-Я с помощью юмора стремится утешить Я и защитить от страданий, этим оно не вступает в противоречие со своим происхождением от родительской инстанции».
***
Что почитать:
Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному
Фрейд З. Юмор